Виды и способы нанесения на ткань

Как припечатать ткань

 

Сегодня мы попробуем разобраться в технологиях печати на ткань и поговорим о том, откуда берутся цены, и на какое качество можно рассчитывать, размещая заказ.

 

Печать на тканях — одна из наиболее востребованных и популярных позиций. Под «тканью» мы подразумеваем любой текстиль, а если говорить об изделиях, то это — футболки ( а также рубашки, куртки, жилеты, толстовки и т.п.), бейсболки ( конечно же и шляпы, и банданы, и кепки ), платки, скатерти, полотенца, а также сумки, зонты и прочее. И главное, что Вам необходимо знать, это то, что для разных тканей существует своя технология печати. В любой производственной компании, прежде чем назвать цену и взяться за исполнение заказа, менеджер или технолог обязательно посмотрит макет изображения (дизайн-макет), определится с тканью, на которую будет нанесено изображение, задаст вопросы о тираже и сроках, и только после этого скажет — возможно ли осуществить задуманное Вами и во сколько Вам это обойдётся?

 

Начнём с вопроса о том, что желают получить наши заказчики? Не ошибёмся, если скажем, чтобы было дёшево, качественно, да ещё и минимально необходимое количество штук! В ответ на это можно привести пример удачного удовлетворения потребностей в мировой экономике — одна известная в США сеть гостиниц сообщает своим клиентам:

 

«Мы предлагаем высокое качество, низкие цены и отличный сервис! Выбирайте любые два!» Можно желать чего угодно, но выбирать всё-таки придётся.

 

Рассмотрим основные, наиболее используемые технологии печати на ткани.

 

Трансфер

 

На заре развития рынка, когда производство печати на сувенирах в нашей стране только зарождалось, а спрос всё возрастал, простота, универсальность и низкая цена сделали этот вид печати практически панацеей в решении любых запросов заказчиков. А решающим фактором стало то, что само производство не требует больших затрат, оборудование доступно по цене. Плоттер, пресс и компьютер — вот и всё, что требуется, — можно производить! От футболок до зонтов и флагов. Это самая популярная в наши дни технология печати на ткань — пожалуй, самый универсальный и самый быстрый способ по времени.

 

Трансферная печать — это печать через промежуточный носитель. В данном случае — через специальную бумагу или специальную плёнку, очень похожую на плёнку Oracal. На бумагу сначала наносят изображение на принтере или краской, а затем прижимают термопрессом к декорируемому предмету, и процесс окончен. С плёнкой ещё проще — изображение вырезается на плоттере, а дальше пресс и готово! Для разных случаев имеются специальные бумаги — для белых и для цветных тканей, для кожи, для дерева, металла или керамики. Плёнка тоже бывает с гладкой и с флокированной поверхностью. Печать плёнкой позволяет напечатать графические изображения в один или даже несколько цветов, и незаменима там, где требуется хорошая устойчивость к стирке, а тираж небольшой — от 1 шт, например при нанесениях логотипов на спецодежду.

А если Вы хотите фотографию на футболку или любую полноцветную картинку, то нет ничего невозможного, изображение будет нанесено с помощью печати на бумаге. Но помимо достоинств трансфера есть и недостатки. Это не очень стойкая технология, это сувенирные изделия в прямом смысле. Конечно, их можно носить, стирать и гладить, но очень непродолжительное время. Трансферный слой облетает, выцветает, и вообще становится не эстетичным. Это, в первую очередь, касается трансфера на бумажной основе. С плёнкой дело обстоит гораздо лучше, и по устойчивости она также прочно держится, как и краска, но «плёночный» вид не всегда соответствует дизайнерским задачам, а изображение возможно только графическое.

 

Так что трансферные технологии мы будем применять, только если нужно мало, дёшево и очень быстро.

 

Батик и шелкография

 

Два древнейших способа печати — батик и шелкография, не только не потеряли актуальность в наши дни, но стали основой многих технологий. В первую очередь поговорим о шелкографии, или как её ещё называют — шелкотрафарет.

 

Получить изображение на предмете можно с помощью краски и трафарета, как известно всем, кто хоть раз что-нибудь оформлял или рисовал. А получение тонкого детализированного рисунка или даже фотографии возможно одним способом — через синтетическую сетку. Полиэфирные волокна придумали не так давно, а сам метод — ох, какой древний!

 

Появление шелкотрафарета, как искусства и ремесла, относится к эпохе правления династии Цинь в Древнем Китае, единственном тогда производителе высоко качественного шёлка. Корень «шёлк» в слове «шелкография» как раз и означает, что краска при нанесении изображения продавливалась через шёлковую сетку. С тех пор технология ушла далеко вперёд, и шёлк, как это ни парадоксально звучит, в шёлкографии больше не применяется.

 

В современном понимании этот способ печати был запатентован в 1907 году неким Симоном из Манчестера (в Англии) под названием SILK SCREEN PRINTING («печать через шёлковый экран»), а быстрое внедрение этого метода в промышленность началось во время первой мировой войны, когда в США стали появляться сети магазинов. Каждая сеть должна была иметь свой фирменный стиль — вывески, витрины, фартуки и шапочки с фирменной символикой. Но всё это требовалось маленькими тиражами — 50, 200, в крайнем случае, 1000 штук. Для традиционной полиграфии — тираж не выгодный, а для шелкотрафарета — в самый раз! Метод совершенствовался и захватывал всё новые и новые области применения. Во-первых, он позволяет печатать практически на любых материалах — начиная от воздушных шариков и полиэтиленовых пакетов и заканчивая корпусами ракет. Во-вторых, он прекрасно сочетается и дополняет любые традиционные изделия, украшая их, например циферблат часов или готовый настенный календарь, а в третьих, позволяет выполнять изображения любых размеров — от миниатюр до огромных полотнищ.

 

Итак, метод шелкотрафаретной печати, ранее являвшийся прерогативой государства, цеховиков и фальшивомонетчиков, ныне широко применяется для изготовления разнообразнейшей продукции. Но как любое производство — имеет и свою специфику, и свои трудности. Трафаретная печать — это печать краской, а, значит, требуется специальное помещение, специальные станки, краски и химия, ну и, конечно же, технолог. Поэтому здесь также сохраняется правило — сначала посмотреть дизайн-макет, определиться с количеством цветов, тиражом и решить на чём печатать, а уж потом называть цену и принимать заказ. Качество печати на тканях во многом зависит от опыта и умения технолога и печатника. Несмотря на то, что есть современные печатные машины-автоматы, на большинстве производств, стоят печатные станки, где весь процесс происходит вручную. Поэтому, прежде чем размещать заказ, хорошо бы Вам посмотреть на качество печатных оттисков и образцы уже выполненных ранее заказов.

 

Что необходимо знать Вам о технологии печати? Для того, чтобы напечатать один цвет нужно изготовить один трафарет на специальной раме. Если цветов 6 — то и рам подготавливается шесть. Изготовление трафаретной рамы, конечно, требует затрат и поэтому за это производитель берёт деньги (в среднем по стране одна рама стоит 300 рублей). Стоимость рам добавляется к стоимости печати всего тиража, следовательно, чем больше тираж, тем дешевле получается единица, в отличие от трансферных технологий, где стоимость от тиража практически не зависит, и цена одного изделия при тираже 2 штуки и при тираже 200 штук будет одинакова!

 

Ошибочно думать, что рама будет «вашей» на всю оставшуюся жизнь. Такое бывает только с клише для тиснения и для печати на ручках (тампопечати). Жизнь «рамы» ограничена Вашим тиражом, и после печати с неё всё смывается, чтобы изготовить новый трафарет. И если Вы вдруг захотите дополнительно сделать ещё 3 экземпляра, то Вам, скорее всего придётся обходиться без них, или печатать отдельным тиражом. Это связано не с ленью или капризами производителя, а с трудностями самой печати — настройка станка под Ваше изображение — также требует времени, а многоцветные или полноцветные изображения ещё и точного совмещения цветов, от чего как раз и зависит качество печати. Итак, для печати краской необходимо подходящее количество экземпляров — минимум от 30 штук, и достаточно времени, чтобы подготовить и напечатать весь тираж. Кстати говоря, и стоимость у этого вида печати оптимальная, начиная от тиража хотя бы в 50 штук (конечно, если это изображение в 1-2 цвета!). А если тираж более 100 экземпляров, то и сомневаться не надо — печать краской гораздо выгоднее, чем трансфером!

 

Далее, печать на белых тканях всегда дешевле, чем на цветных (и в трансферных технологиях тоже). Это связано с тем, что необходимо перекрыть цвет фона таким образом, чтобы изображение получилось ярким и соответствовало цветам дизайн-макета. Некоторые краски являются прозрачными по своей структуре и годятся только для полноцветных изображений и для печати на белом фоне. Краски для тёмных тканей не всегда могут «перекрыть» тёмную основу и требуют печати дополнительного белого цвета в качестве подложки, а, значит, и изготовления дополнительной рамы.

 

Что можно сказать о качестве? Брак, конечно, бывает. И даже допускается по технологии от 2 до 5 % тиража! Всё зависит от сложности печати. Не забывайте, что в основном — это ручная печать, и добиться идеального совмещения цветов как на принтере, бывает невозможно. Поэтому говорят о «приемлемом» качестве, не имеющем нареканий со стороны потребителя или находящемся в пределах допустимых норм. Это касается и совмещения цветов и цветопередачи. Допустимые нормы обсуждаются до начала печати и даже до размещения заказа.

 

Воспроизведение цвета — это один из сложнейших на сегодняшний день вопросов. Дело в том, что в трафаретной печати на ткани практически невозможно использовать контрольно-измерительные приборы для оценки цветопередачи, поэтому контроль цвета осуществляется визуально при помощи наших глаз, т.е. используется субъективная оценка характеристики цвета. Из этого следует, что на правильную оценку цвета влияют такие существенные факторы, как: пороги восприятия светлоты, цветового тона, насыщенности, а также освещение помещения, окружающий цветовой фон на запечатанной продукции, краевой контраст и т.д. Ещё одна сложность заключается в том, что воспроизвести цвет, указанный по каталогу стандартных цветов Pantone возможно только приблизительно, так как специальные краски для трафаретной печати отличаются по своим цветовым характеристикам и не дают полного совпадения даже на мелованной бумаге. А точное воспроизведение выбранного цвета на цветных изделиях, практически, невозможно. Для корректного подбора цвета рекомендуем согласовывать и утверждать цвета на образцах перед печатью тиража. Но и стоить это будет дороже, и к стоимости Вашего заказа будет добавлена стоимость подбора каждого цвета.

 

Кроме неточного совмещения цветов и неточной цветопередачи, бывает некачественный красочный слой — это растрескивание, обсыпание краски, а также неровные размазанные края изображения. Часто бывает, что некачественный слой краски, получается, из-за ткани, на которую делается изображение. Довольно часто заказчик предоставляет свои футболки для печати. Но если на футболке ничего не напечатано, то это вовсе не значит, что она подходит для нанесения изображений. Особенно, если футболки куплены на рынке. Только в процессе печати выявляются истинные свойства ткани — синтетические волокна, на которых краска плохо держится, и высокий ворс, который под слоем краски превращается в грязь. Если Вы хотите получить качественные изделия — не рискуйте, покупая на рынке. Футболки, предназначенные для печати логотипов, сшиты из специально рекомендованной ткани, и позволяют гарантировать очень хорошее качество.

 

Все сказанное о браке в трафаретной печати относится и к печати трансфером — ворс и пыль могут свести к нулю все усилия технологов, а цвет под воздействием температуры всегда меняет оттенок. Но всё это вполне решаемые задачи качества. А вот при шёлкографии можно создать очень насыщенное, выпуклое изображение. Если печатать в несколько проходов создаётся впечатление, что рисунок выполнен маслом.

 

Кроме того, можно печатать золотом, серебром, флуоресцентными или светящимися в темноте красками, а также красками с эффектом флока, замши, и вспенивания.Таким образом, сочетая различные технологии, краски и эффекты, мы имеем огромные возможности для создания оригинального корпоративного сувенира.

 

А что касается стойкости изображения, то вспомните, давно ли Вам приходилось оттирать краску от одежды? При соблюдении технологии (!) — эта печать практически вечная и «умрёт» только вместе с вещью. Особенно стойкие изображения получаются вспенивающимися красками, когда к печати добавляется термообработка.

 

Теперь немного о батике. Скажем сразу батик — это ручная роспись. Первые упоминания о росписи тканей с помощью воскового рисунка встречаются уже в «Естественной истории» Плиния и в китайских манускриптах VIII века.

 

Различают три основных вида батика — холодный, горячий и свободная роспись. Суть самой технологии одна — участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском и, впитываясь в ткань, защищают её от краски. Подготовленную ткань опускают в краску, затем удаляют восковой состав и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Затем художник кисточками расписывает изделие, и здесь результат зависит только от его мастерства. Изделие обрабатывается паром, очищается от лишней краски, сушится и проглаживается. Процесс изготовления очень трудоёмок, поэтому и стоимость очень высока.

 

В «сувенирке» батик стал одним из способов декорирования дорогих малотиражных изделий. Особенно важно, что батик даёт возможность индивидуализировать изготовление VIP-продукции и готовить сувениры практически персонально. Основу ассортимента продукции составляют шарфы из натурального шёлка, платки, кашне и т.д.

 

Кроме уже рассмотренных способов печати (трансфер, шёлкография и батик) есть технологии, сочетающие основные принципы трансфера и шёлкографии. Это сочетание дало жизнь трафаретному трансферу и сублимационной печати.

 

Трафаретный трансфер — это разновидность уже известной Вам технологии, при которой перенесение изображения на бумажный носитель происходит не на принтере, а при помощи краски. Это очень популярный вид печати, при котором сохраняются все качества краски, но при этом возможно изготовление малых тиражей. Чаще всего такая печать используется на бейсболках и в тиражах, которые необходимо печатать малыми партиями.

 

Сублимационная печать — это особая технология, использующая способность некоторых веществ (красителей) при нагревании переходить из твёрдого состояния прямо в газообразное, минуя жидкую фазу. Трансфер печатается специальными сублимационными красками, плотно прижимается прессом и нагревается до температуры, при которой происходит переход краски на волокна ткани. Механизм окрашивания здесь таков, что краска не ложится по поверхности изделия, а проникает между волокон и оседает на них тонким слоем. В результате, свойства самой ткани не изменяются, а печать получается сверхстойкой к стиркам, но имеет одно существенное ограничение — она возможна только на полимерном материале!

 

С другой стороны, на некоторые материалы (например, на тот же ацетатный шёлк) кроме как с помощью сублимационной печати вообще не нанести изображение, так как они не восприимчивы к традиционным красителям. Можно добавить, что именно с помощью этой технологии печатаются изображения на флагах, вымпелах, рекламных перетяжках и спортивной одежде. Изготовление сублимационного трансфера — не дешёвое удовольствие, поэтому и флаги, в итоге, получаются с высокой стоимостью и требуют времени на изготовление.

 

Надеемся, что полезная информация, изложенная в этой статье, поможет Вам ориентироваться в многочисленных технологиях нанесений на ткань и подскажет Вам лучшее решение. А, может быть, Вам захочется использовать возможности этих технологий для создания оригинального корпоративного сувенира. Используя и сочетая различные краски и эффекты, можно получить огромное количество вариантов печати изображения.

 

Несмотря на то, что текстильные изделия являются одними из дорогостоящих видов сувенирной продукции, они, прежде всего, являются подтверждением солидного имиджа компании. Конечно, раздачу, например, футболок во время массовых рекламных мероприятий могут позволить себе только крупные компании, а вот использование текстиля, как спецодежды для сотрудников, будь это работа на выставке, в офисе, на объектах, доступно сегодня практически любому предприятию. Поэтому желаем успехом и надеемся на скорую встречу.

 
 
     
 
| на главную | сервис | цветокоррекция | комплектующие | тренинги | техподдержка | оборудование | чернила |

Принт Мастер © 2011

Украина, 03148, г. Киев, ул. Картвелишвили, д. 7/2


Контактные телефоны: (044) 274 22 99; (044) 405 96 11; (044) 405 96 88; факс: (044) 276 72 34
e-mail: office@forprint.net.ua
Раскрутка сайта - RaskrutimSayt.net